Студия ТРИЗ

Что такое ТРИЗ и зачем он нужен детям?

Триз-педагогика учит детей творческому, изобретательскому, нестандартному мышлению. В основе ее лежит Теория Решения Изобретательских Задач, созданная в середине XX века. В советское время по всему союзы были школы ТРИЗ, которые готовили к жизни настоящих изобретателей своего времени: инженеров, техников, конструкторов и т. д. Но ключевой момент в том, что ТРИЗ учит решать не только производственные задачи, но и жизненные! Где учат находить сильные решения? Разумные решения? Где можно научиться находить выход из нестандартных ситуаций и выходить в выигрышном положении? Где учат видеть наперед и анализировать всю ситуацию системно? Благодаря чему находить идеальную стратегию? ТРИЗ дает эти решения и эти решения талантливого, думающего и разумного человека.
Почему же ТРИЗ будет полезен детям?

Ответ уже напрашивается сам из вышесказанного. Но давайте остановимся по порядку.

ТРИЗ развивает системное мышление. Системное мышление — это умение видеть не только один конкретный предмет, а видеть его комплексно, в целом, во взаимосвязи с другими предметами его окружения. Это значит, что ребенок видит не просто дерево, а и место где оно существует, из чего оно состоит, что нужно для его жизни, и какие продукты своей жизнедеятельности он дает природе и человеку. А это дает возможность быть более гибким в своем мышлении.
ТРИЗ развивает мышление, нацеленное на результат и успех. В ТРИЗ нет задач, которые не могли бы быть решены. Все задачи решаются, зависит только от того, насколько приближены они к идеальному решению. А задача изобретателя уже искать такое решение, которое было бы максимально приближено к этому идеалу. В его арсенале есть приемы и стратегии, которые помогают ему находить этот путь. Так и ребенок, развивая в себе изобретательское мышление, установленное на результат, учится видеть разнообразные решения, формировать у себя конечную цель, и находить пути достижения
ТРИЗ развивает творческое мышление. И тут важно обратить внимание, что это не просто творчество, а именно творческое — Мышление. Творческое мышление, которое умеет придумывать, создавать, находить, решать, искать, креативить, творить и рассуждать. В результате, изучения ТРИЗ, ребенок учится не просто воспроизводить свой опыт, но и мыслить и приходить к новым и интересным идеям. Он может творчески подойти к любой задаче, как практической так и учебной. Что важно, – он учится изобретательству в жизни.

На занятиях по Теориии Решения Изобрательских Задач дети с педагогом разбирают задачи из истории, из сказок, придумывают сами сказки, создают новое, разбирают жизненные задачи, фантазируют, играют, занятия проходят всегда с интересом и детям они очень нравятся. А если детям нравится заниматься, то значит и усвоение знаний происходит крепко и надежно.

Одна из игр в которую можно играть для формирования ТРИЗ мышления – это «Хорошо-плохо». В нее можно играть и преподавателю с детьми, и родителям и просто взрослым друг с другом.

Есть разные ее модификации, я расскажу о следующей сейчас.

Количество участников может быть от одного и больше.

Выбирается явление из окружающего мира, любое на выбор: идет дождь, прочитал любимую книгу, впереди дальняя дорога, не дождался друга и т.д. Лучше выбирать из повседневной практики, или сразу, когда только это произошло, чтобы обратить внимание ребенка на этот факт. И сначала надо назвать, что плохого в том, что происходит или произошло это событие, а потом, что хорошего. Важно, чтобы хорошее, было вторым и следовало за плохим. К примеру, плохо, когда на улице идет дождь и пасмурно, но хорошо, потому что можно остаться дома и, наконец, сделать то, что давно собирался! И получается у нас два противоположных взгляда на одно событие, одно из которых обязательно со знаком “плюс”. Здорово, если такая игра будет частой практикой! Она способствует формированию логики, сообразительности, позитивного настроя, и знакомит негласно с понятием противоречия.

Играть можно в любом возрасте, в любом месте и с любым количеством людей.

Автор: Анастасия Гончарова