Кажется, зачем в наш век компьютеров и электронных писем уметь красиво писать?
В современном мире в европейских странах искусство каллиграфии находит применение у художников и дизайнеров, как на бумаге, так и в виртуальной реальности, но потенциал этого искусства гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд.
Научные эксперименты и исследования показывают, что искусство красиво писать оказывает сильнейшее влияние на наш мозг, а развитие чистописания и каллиграфических навыков способствует дифференцировке специализированных центров головного мозга. Есть данные о том, что занятия этим непростым с точки зрения мозговых процессов делом не только положительно влияют на психологическое состояние, но и помогают в реабилитации после нейрофизиологических травм.
ЧТО КАЛЛИГРАФИЯ ДЕЛАЕТ С МОЗГОМ?
Как известно, наш мозг работает всегда, чем бы мы ни занимались. Разница лишь в том, какие его области в этом задействованы и к каким из них осуществляется приток крови в этот момент. Все в мозге происходит за счет установления и разрывания нейронных связей, и в процессе занятий письмом морфогенез этих связей идет быстрее, их становится больше.
Но у мозга есть важная особенность – он работает только по востребованности. Мозг работает по простой схеме: какие области нагружаете, туда кровь и приливает. При занятиях каллиграфией включается такое количество нейронов, которое другим способом подключить невозможно, поэтому такие сложные формы деятельности, как каллиграфия, крайне редки.
Начинают формироваться не просто отдельные области мозга и большее количество нервных связей, но и интеграция между разными его областями. Центр письма находится на стыке нескольких областей мозга, связанных с координацией движения рук с обеих сторон, движением глаз, шеи, головы. Он выполняет интеграционную функцию и играет колоссальную роль в развитии и даже восстановлении после нейротравм.
В ЧЕМ УНИКАЛЬНОСТЬ КАЛЛИГРАФИИ ПО СРАВНЕНИЮ С ДРУГИМИ ЗАНЯТИЯМИ?
В других занятиях, где задействована мелкая моторика, нет смыслового содержания. Каллиграфия – единственная деятельность, где смысл, выраженный словами, заставляет сорганизовать мозг таким образом, чтобы занять свои когнитивные способности, предсказание результата, пространственное осмысление и физическое воплощение. Таких «игрушек» больше нет.
Для комплексного развития мозга важны не просто движения рук, которые есть и в других интеллектуальных занятиях, например шахматах. Нужны тонкие и точно координированные движения. Эксперименты показали, что именно при тонких движениях «включается» множество полей, в том числе на медиальной зоне мозга. Это очень полезный центр, который связывает рассудочное мышление, что мы определяем как осознание, когнитивные способности, и лимбическое – инстинктивно-гормональный центр. Эта зона связи между ними и ее активизация крайне важны. Именно поэтому дети, написав чистенько страницу и не допустив помарок, испытывают такое «райское наслаждение»: в этой задаче предполагается результат, и огромное количество нейронов, задействованное на границе гормонального и рассудочного в мозге, дает им ощущение наслаждения.
В Японии сотрудники некоторых компаний занимаются в обед каллиграфией – для этого приглашается специальный учитель. За счет таких тренировок и увеличения нейронных связей у человека повышается вероятность инсайта, озарения, более эффективного принятия решения.
ПОЧЕМУ КАЛЛИГРАФИЯ ПОЛЕЗНА ДЕТЯМ?
У детей занятия каллиграфией влияют на скорость созревания нейронов и их специализацию. Когда они учатся – как раз идет активный нейрогенез. Работает это так: возникает нагрузка на области мозга, увеличивается кровоток, и либо восстановление идет быстрее, либо нейроны дифференцируются активно в тех областях, которые задействованы. По-другому этого не бывает. К сожалению, те дети, которые все время увлечены компьютером, так и останутся на минимуме нейрональной дифференцировки, и последствия этого очень печальные.
Каллиграфию можно назвать противодействием «отупению», которое приводит к разрушению личности. Каллиграфия и есть тот редкий случай «обогащенной среды», в которой связаны работа сознания, мелкой моторики, прогнозирования результата, личной и языковой памяти. Потому ее и можно рассматривать как инструмент воспитания и развития детей.
Что же мешает современным детям красиво писать?
1. Неправильное положение руки и осанки.
2. Отсутствие необходимого объема практических занятий.
3. Отказ от использования перьевых ручек.
4. Использование способа неотрывного письма.
Педагог с большим опытом, преподаватель русского языка и литературы Дроздова Татьяна Семёновна предлагает вашим детям программу исправления почерка с использованием приемов каллиграфии перьевой ручки и опробованных не одним поколением методов чистописания русской классической школы.